Недетское время
В годы войны государство уделяло особое внимание защите и сохранению детства. Поэтому с первых же дней войны началась эвакуация детей от линии фронта в безопасные тылы. Куйбышев стал одним из городов, который стал для эвакуированных второй родиной.
В первые месяцы войны железнодорожный транспорт работал как конвейер: эшелоны везли на запад солдат и технику, а потом доставляли "гражданских" в тыл. При этом в каждом составе два вагона или две крытые платформы выделялись для эвакуации женщин с детьми. Кроме железной дороги для эвакуации детей использовали автогужевой и водный транспорт, а всего за первые два года войны в безопасные регионы вывезли 976 детских домов с 167 223 воспитанниками.

1036 детей приняли в детские дома Куйбышевской области с 1 июля по 4 сентября 1941 года.

Среди них:

  • 614 эвакуированных детей
  • 89 детей, чьих родителей призвали в армию
  • 78 детей из дома матери и ребёнка
  • 255 из других "источников"

3 интерната для эвакуированных из Москвы детей открылись в Куйбышевской области за этот же период.
Новый год в детском саду № 105 г. Куйбышева
Фонд СОГАСПИ
3 сентября 1941 года на заседании Комиссии по текущим делам Совнаркома СССР обсуждались вопросы размещения и содержания детей в детских учреждениях, организации патронирования и борьбы с детской безнадзорностью. На этом заседании приняли решение выделить 30 миллионов рублей из бюджета страны на содержание детей в детских учреждениях, эвакуированных из других союзных республик. Это помогло предотвратить целый ряд трудностей, которые неизбежно влекла за собой эвакуации огромного потока населения.

1 октября 1941 года бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) рассматривало вопрос "О состоянии детских домов и интернатов области". К этому моменту в области работал 31 детский дом, включая 4 дошкольных, а для размещения эвакуированных детей открыли 4 детских дома в селах области.

На совещании отметили, что во вновь организованных детских домах не везде созданы нормальные бытовые условия и не полностью закончен ремонт.

Дети, эвакуированные в г. Куйбышев из
г. Ленинграда, перед возвращением домой. Июль 1945 года.
Фонд СОГАСПИ
Но были и хорошие новости: все детские дома укомплектовали педагогическими кадрами и подсобными хозяйствами. Кстати, на организацию подсобных хозяйств и огородов Наркомфин РСФСР выделил 5 миллионов рублей. Эти земельные участки потом стали первой трудовой вахтой школьников.

В декабре 1941 года бюро обкома ВКП(б) отметило, что обслуживание эвакуированных детей в пути следования и на местах заслуживает оценки "неудовлетворительно" по причине неприспособленных вагонов, неполной обеспеченности обувью и одеждой и отсутствию работы по трудоустройству детей старшего возраста. Чтобы решить эти проблемы, обкому ВЛКСМ разрешили организовать сбор вещей среди населения.

Всю войну продолжались сборы вещей для эвакуированных детей: например, в декабре 1942 года инициатором сбора вещей в Ленинском районе стал Жигулёвский пивоваренный комбинат, работницы которого решили окружить детей материнской заботой и собрать для них вещи. Кроме комбината в том сборе приняла участие 21 организация, которые в итоге собрали 1600 вещей и полностью одели 72 ребёнка, а остальным раздали пальто, свитера, костюмы и платья.

Летом 1942 года немецкие войска прорвались к берегам Волги и вынудили советское правительство начать вторую волну эвакуации детей и населения. Детские дома и интернаты военного времени имели существенные отличия от довоенных лет — они открывались "с нуля", поэтому дети часто приезжали на пустое место, без продовольствия, одежды и предметов первой необходимости. С собой эвакуированные дети взять многого не могли, поэтому обустраиваться на новом месте было трудно. Нужны были не только столы, кровати, стулья, но также посуда, одеяла, одежда, учебники, игрушки и прочее.
Дети, эвакуированные в г. Куйбышев из г. Ленинграда
на занятиях с воспитательницей. 1945 год.
Фонд СОГАСПИ
Был еще один нюанс: эвакуация проходила в несколько этапов — сначала в ближний тыл, а с приближением фронта опять трогались в путь. Даже прибыв на конечный пункт, решать бытовые вопросы было сложно. Статистика первых лет войны свидетельствует о резком росте числа детских домов и интернатов в ближайших прифронтовых и тыловых областях и республиках страны.

С мая по июнь 1942 года Куйбышевская область приняла к размещению 35 000 человек, эвакуированных из Ленинграда, в том числе 5 000 детей-сирот.

В 1942 году наркома здравоохранения РСФСР Третьякова обязали в месячный срок укомплектовать все эвакуированные учреждения медицинскими кадрами, обеспечить эти учреждения необходимым минимумом медикаментов, создать специальные штаты по руководству и контролю за санитарно-медицинским обслуживанием эвакуированных детских учреждений.

Читальный зал библиотеки авиационного завода № 1. 7 апреля 945 г.
Фонд СОГАСПИ
В районах, где в интернатах находились свыше 500 эвакуированных детей, предусматривалась должность врача-инспектора по наблюдению за медико-санитарным обслуживанием. А весной 1942 года Народный комиссариат просвещения РСФСР получил задачу укомплектовать детские эвакуированные учреждения кадрами воспитателей и педагогов и обеспечить детские учреждения учебниками и учебными пособиями.

Для детей воинов Красной Армии и партизан с 1943 года создавались специальные детские дома. Получило путевку в жизнь хорошее начинание - создание мастерских при интернатах с целью производственного обучения и обслуживания бытовых нужд ребят: пошив и ремонт обуви и одежды, изготовление и ремонт мебели и прочее.

С начала Великой Отечественной войны в Куйбышеве "с нуля" организовали 53 детских сада на 8357 детей, определили на патронирование 260 детей, устроили в детские дома 396 детей, усыновили 297 детей и взяли на опеку 1715 детей.

В военные годы огромное распространение получило усыновление детей: 4 февраля 1942 года в "Комсомольской правде" было опубликовано письмо офицера Тихоокеанского флота комсомольца Петра Безносикова, который сообщил о своем решении взять на воспитание ребенка, оставшегося без семьи. Почин Безносикова нашел широкую поддержку у советских людей. Начавшееся "снизу" с первых же дней войны движение по усыновлению детей было поддержано государством.
3 апреля 1943 года СНК РСФСР утвердил инструкцию "О патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей". С целью стимулирования процесса взятия на воспитание детей, лишенных родительской опеки, инструкция предусматривала льготы таким семьям. Однако подавляющее большинство семей, воспитывавших сирот, либо не имели возможности воспользоваться полагавшейся им государственной помощью, либо отказались от нее. В годы войны усыновители юридически были приравнены к кровным родителям.

К 1943 году на территории Куйбышевской области усыновили 464 ребёнка-сироты в возрасте от 2 до 5 лет. Проверкой установлено, что дети в приёмных семьях чувствуют себя как дома. Зарегистрировано только 4 случая возвращения детей в детский дом и лишения родительских прав за плохое воспитание.

Самый молодой бригадир фронтовой комсомольской бригады завода им. Масленникова Климин А.С. 1944 г.
Фонд СОГАСПИ
Да, чтобы вы не подумали, что государство заботилось только о сиротах и эвакуированных в Куйбышев детях: чтобы женщины, которых приняли на заводы, могли спокойно работать, с 1 июня 1942 года детские ясли для обслуживания детей работниц заводов и фабрик перевели на непрерывную рабочую неделю. А с 16 сентября того же года детские ясли начали работать круглосуточно.
Докладная записка
о состоянии дела народного образования
за годы Великой Отечественной войны