Жители Юнгородка
Во время массовой эвакуации в Куйбышев стратегически важных предприятий, заводы не смогли перевезти в город весь персонал — для поддержания необходимых темпов производства в 1942 году не хватало больше ста тысяч человек. Поэтому в первые годы войны заводы резко "помолодели": вместо ушедших на фронт отцов и матерей к станкам встали их дети – школьники и выпускники ремесленных школ и училищ.
К началу 1943 года больше половины персонала заводов Безымянки было моложе 25 лет. Курс на омоложение помог директорам предприятий решить проблему нехватки кадров, но сильно обострил жилищную проблему: куйбышевской молодежи заводам не хватило, поэтому юных рабочих пришлось собирать по области и в других городах. И обеспечивать их жильем!

Выходом из сложившейся ситуации стало строительство юнгородков, в которых организовывали молодежные общежития. Что такое юнгородок? Небольшой комплекс из построенных на скорую руку бараков, где в каждой комнате размещалось по несколько кроватей. Скорость строительства сильно отражалась на качестве построек.

Кроме того, в первые годы войны всё время и все силы люди отдавали работе, потому до обустройства быта и территории руки доходили редко. Практически никогда. Поэтому юнгородки были не самым привлекательным местом для жизни. Заводские газеты писали, что территории новых поселков завалены строительным мусором, который не успевали вывозить, а зелени почти нет. Если говорить про Юнгородок завода №1, его жителям повезло: здесь было можно было после работы сыграть в волейбол. С прессой было хуже: газет и журналов почти не было, как и привычных для многих горожан стендов, на которые вывешивались свежие газеты.
Это был поселок из нескольких бараков с окнами у самой земли. Территория городка завалена строительным мусором. Никакой зелени и даже широко распространенной в то время наглядной агитации, газетных стендов. Из спортивных сооружений – три волейбольных площадки, которые никогда не пустовали, так как были почти единственным развлечением молодых работников завода. Из других занятий – шахматы, шашки, домино, карты.

Книг не было, так как для того чтобы записаться в библиотеку, нужны были документы, а у большинства жильцов, приехавших сюда из сел, паспортов не было – сельчанам иметь их не полагалось. На весь Юнгородок завод выделял
7 газет и ни одного журнала. Клуба здесь не было, столовой тоже. О магазине, парикмахерской, пошивочной мастерской можно было только мечтать.
Из заводской газеты "Сталинец" (1942 год)
Обустройство территории возле жилых корпусов для рабочих завода.
Архив завода "Авиаагрегат".
Еще одна проблема, на которую часто жаловались жители поселка - летняя пыль и непролазная грязь, в которую превращалась прилегающая территория во время распутицы и дождя. Стоит ли говорить, что резиновые сапоги и калоши были здесь самой популярной обувью. Но и её можно было запросто потерять в этой грязи.
Поселился я в общежитии-бараке, который находился в Восточном поселке. Барак был разделен на три секции, в каждой из которых жили по 20-25 человек разного возраста. В углу стоял большой кухонный стол, на котором размещалось несколько электроплиток, и алюминиевая посуда для приготовления пищи. Здесь же, рядом, на табуретке, стоял бачок для питьевой воды. На секцию была одна радиоточка и две электролампочки. Жили дружно.
В военные годы юнгородки строили не только
в Куйбышеве, а во всех городах, которые принимали эвакуированные от линии фронта предприятия: там тоже сталкивались с нехваткой кадров и решали эту проблему за счет мобилизации молодежи из соседних регионов.
Как вспоминал бывший мэр Куйбышева А.А. Росовский, который в 1944 году работал агитатором на Безымянке, куйбышевский Юнгородок состоял из пятидесяти каркасно-засыпных и шлакоблочных бараков, в каждом из которых было 24 комнаты по 14 квадратных метров.

Многие бараки можно было назвать землянками, так как их строили углубленными в землю, чтобы зимой было не так холодно, поэтому над землей выступали только окна и кровля. Из удобств там был только свет: вода — в колонках, туалет — выгребной, отопление печное, но на все комнаты буржуек не хватало.

И не только буржуек: ученики школ ФЗО часто жаловались родным, что "бараки не отапливаются, постельное белье не меняется, да и в наличии оно далеко не у всех, в общежитии - антисанитария. Спим на голых кроватях, очень холодно, барак большой и нет ни одной печи".

Куйбышевский судоремонтный завод. 1942 год.
Фонд СОГАСПИ
Особенно тяжелой была ситуация с одеждой и обувью. Как правило, ученики имели всего одну пару белья, парусиновую обувь, телогрейки и ватные брюки были далеко не у всех. На одном из предприятий был зафиксирован случай, когда трое подростков постоянно ночевали в своем цехе, так как их одежда была в таком состоянии, что они стеснялись идти в общежитие.

Условия быта не способствовали нормальной трудовой дисциплине, в результате чего бывали случаи, когда целое общежитие в Юнгородке могло не выйти на работу. И это в условиях военного времени, когда необходимо было постоянно увеличивать темпы и качество работы!
Производство лыж-снегоступов в артели "Пролетарский труд". 3 декабря 1941 г.
Фонд СОГАСПИ
На работу не хожу уже более месяца, нечего обувать, дали ботинки на деревянной подошве, заплатила за них 30 руб. Эти ботинки у нас называют "колодки", сходила один день, они оторвались.
Из воспоминаний рабочей
Постоянной проблемой были нехватка или отсутствие хозяйственного инвентаря, столовой посуды, грязь и мусор в бараках. Постельного белья, предоставляемого в бараках и общежитиях, нередко не хватало, при этом оно не менялось порой по несколько месяцев.

Похожая ситуация была даже с нательным бельем, плюс ко всему нередко не было возможности посетить баню в течение более двух месяцев, из-за все того же отсутствия дров, а также воды и неисправности печей. Дефицитом было также и мыло. Не удивительно, что бараки и общежития были полны клопов, мышей, а завшивленность стала обыденной проблемой. Вопиющий случай, отмеченный руководством обкома партии, произошел в школе ФЗО №14, где от вшей пострадали сразу 145 учеников.
Жилые бараки для размещения заводчан.
Архив завода "Авиаагрегат".
Благоустройством Юнгородка занялись только к 1943 году, когда на территории посадили деревья, кустарники и даже разбили несколько настоящих цветочных клумб. Честно говоря, работы по обеспечению комфортом жителей юнгородков возложили на плечи самих жителей.

Например, 15 апреля 1943 года в Куйбышеве начался комсомольско-молодежный месячник по благоустройству рабочих общежитий юнгородков и прилегающих к ним территорий. Его результаты впечатляют: 143 общежития побелили и отремонтировали, посадили 5300 деревьев и открыли 18 красных уголков и два клуба.
А еще жители Юнгородка своими руками делали ремонт и утепляли комнаты, изготавливали ложки, столы и стулья, тумбочки, даже наборы шахмат, шашек и домино, обустраивали спортивные площадки. Между бараками устраивали и огороды, чтобы подкормить подростков свежими овощами, и катки, и волейбольные площадки.

Хоть и уставали ребята на заводе, но многие после работы еще находили в себе силы для игр, задерживая уходящее детство. Чтобы искоренить хулиганство и другие асоциальные проявления, организовывались кинопросмотры, создавались музыкальные и спортивные кружки.