Молодая гвардия
В начале войны на Безымянку эвакуировали несколько авиационных заводов со всей страны, но с предприятиями приехала только треть их персонала. Самолеты нужны были стране, как воздух, поэтому проблему нехватки квалифицированных кадров пришлось решать буквально "на лету". Одним из решений стали школы фабрично-заводского обучения — школы ФЗО.
Что такое школа ФЗО?
Сегодня принцип этого учебного заведения можно было бы описать так: производственная практика с последующим трудоустройством. И, в принципе, так оно и было. Если бы не парочка "но"!

Во-первых, слово "школа" в словосочетании "школа ФЗО" весьма условно: обычно вы сами выбираете школу, в которой хотите учиться, но только не в случае со школой ФЗО. Потому что у этих учебных заведений не было времени ждать, когда их выберут добровольцы - самолеты сами себя не сделают. Так что молодежь в эти школы призывали, как в армию. Причем не только мальчиков, но и девочек.

Первый "набор" в школы ФЗО был объявлен 15 июля 1941 года, когда на основании решения Куйбышевского горисполкома начался "призыв молодежи обоего пола в ремесленные и железнодорожные школы города. На учебу призываются девушки в возрасте 15-17 лет и мальчики в возрасте 14-16 лет. Всего принято решение призвать 5050 человек".

Обучение в таких школах продолжалось всего полгода (с 1943 года для некоторых профессий его продлили до десяти), после чего выпускники считались квалифицированными рабочими. Но, как мы уже отмечали, времени на раскачку у заводов, эвакуированных на Безымянку, не было, поэтому иногда и полгода было "очень долго". Поэтому сроки обучения частенько сокращали до четырех месяцев.
Когда началась война, мы, школьники, находились на каникулах. Но отдыхать нам не пришлось. Помню, в это время на улице Садовой в городе Куйбышеве был массовый приём молодежи на курсы всех специальностей на завод. Я в числе других юношей и девушек был зачислен учеником на фрезеровщика. Мы были направлены учиться на куйбышевский завод имени Масленникова - на Безымянском заводе учиться нам было негде, потому что он только ещё эвакуировался. Я был направлен в цех и оформлен на фрезерный операционный станок, где с нас стали сразу требовать нормы и работать по 12 часов, забыв о том, что мы ученики другого завода и что нас надо учить универсальной работе. Пока нас искал представитель нашего завода, за 20 дней мы превратились в настоящих рабочих. Вместо шести месяцев мы обучались за четыре месяца. Потому что шла война, люди нужны на заводе. Так я в 17 лет превратился в настоящего рабочего, стоял у станка два года по 12 часов без выходных дней, плюс сверхурочные часы при срочных работах.
Александр Шульпин, токарь завода №1
Изготовление боеприпасов на одном из заводов г. Куйбышева.
Фонд СОГАСПИ
Сегодня может показаться, что шесть – или четыре – месяца — это слишком мало, чтобы подготовить мастера, но у преподавателей школ ФЗО – тут можно читать: мастеров авиационных предприятий – это получалось. Скажем больше: выполнять, а иногда и перевыполнять нормы
у юных рабочих получалось еще во время обучения.
В 1942 году нашу группу перевели в помещение на территории завода № 42 и поручили делать стабилизаторы для мин. Работали по 12 часов, меняя друг друга, радуясь, что мы каждый день увеличиваем изготовление деталей. Но свёрла были углеродистые, часто тупились, а затачивать приходилось идти в другой цех, что отнимало у нас много времени. Но вскоре нам дали быстрорежущие свёрла и дела пошли у нас так хорошо, что через некоторое время я, работая в ночную смену, просверлил 520 деталей. Я был рад, и когда пришёл вечером на работу, то около рабочего места была стенгазета "Молния", и стояли мастера и директор училища Пётр Набоков, которые начали поздравлять меня. Вскоре я был награждён грамотой, и мне дали премию 500 рублей. Когда я принёс домой деньги и грамоту, мама расцеловала меня и от радости плакала.
Александр Карев, рабочий завода №1
Выпускники школ ФЗО – ценные кадры
Руководителям заводов школы ФЗО очень нравились: во-первых, ты получаешь рабочих, которые выполняют норму, но платить им полные оклады еще не нужно. Во-вторых, ты точно знаешь, что выпускникам школ ФЗО не нужно будет тратить время на дополнительное обучение, в отличие от женщин и подростков, которых приводили на заводы из близлежащих сел. И, наконец, ты получаешь рабочих, которых готовят твои же мастера, поэтому они сразу вникают во все тонкости и специфику работы. Последние два фактора имели огромное значение в первые годы войны и превращали ребят, подготовленных школами ФЗО, в ценный кадровый ресурс. Их даже лишили возможности выбирать место продолжения карьеры и распределяли по заводам. Например, в 1942 году, чтобы помочь заводу №525, на предприятие направили 2000 выпускников, из которых только 350 проходили обучение на этом предприятии.
Студентами школ ФЗО часто становились выпускники детских домов и подростки, эвакуированные из других городов. Например, в мае 1942 года удалось вывезти из Ленинграда около пяти тысяч юношей и девушек, которых распределили по школам ФЗО и ремесленным училищам при заводах. А в июле того же года Эвакосовет при СНК СССР решил направить в Куйбышев молодежь из Ленинградской, Воронежской, Курской и Орловской областей для обучения в ремесленных училищах и школах ФЗО — в город привезли 13 500 человек.

К декабрю 1943 года в Куйбышевской области работало 29 школ ФЗО, 16 ремесленных и 2 железнодорожных училища, в которых обучалось 18 453 человека. В какой-то момент куйбышевские заводы утолили свой кадровый голод и город начал делиться специалистами с другими регионами. Например, в ноябре 1944 года 250 выпускников ремесленных училищ Куйбышевской области отправились работать в Омск, на завод №24.

Слесарь куйбышевского авиационного завода № 18 им. Ворошилова И. Иванов.
Фонд СОГАСПИ
Особенности обучения
в школе ФЗО
Если вам кажется, что призыв в школу — это просто формальность, должны вас заверить,
что вопрос стоял очень серьезно. Обучение в школе ФЗО было не просто обязательным для мобилизованного: за прогулы во время войны студенту грозило наказание до 12 месяцев лишения свободы.

Как видите, спрос со студентов был строгий: о желании учиться никто не спрашивал, за прогулы можно было отправиться за решетку, работать приходилось там, куда направят, а норму требовали уже во время учебы. Поэтому не все рвались за парту: как следует из отчета от 11 марта 1942 года, планы призыва молодежи в школе ФЗО в Куйбышевской области выполняются неудовлетворительно, а непосредственно в Куйбышеве удалось призвать всего 60%
от запланированного количества студентов. Но были, как бы сказали сегодня, и хорошие новости: ученикам ФЗО полагалось питание, место в общежитии и одежда.
С первых дней войны появились очереди за хлебом, за керосином. Вставали в четыре утра, и шли в город на Ленинградскую улицу, где в магазинах продавали по одному килограмму сухарей в руки. В это время шёл приём в ремесленные училища. В газете "Волжская коммуна" были снимки одежды ремесленников, а также чем обеспечиваются ученики РУ. Это обувь, шинель, фуражка, а также питание. Мы с сестрой пошли поступать в Ремесленное училище №1. Нам предложили специальности: токарь, фрезеровщик, слесарь-инструментальщик. Мы пожелали с сестрой учиться на слесарей. Были отдельно группы для мальчиков и группы для девочек.
Александр Карев, рабочий завода №1
Фронтовая комсомольская бригада куйбышевского авиационного завода № 1 им. Сталина: З. Ананьева,
Б. Сливкин (бригадир), Н. Серебрякова, И. Горошко. Октябрь 1944 год.
Фонд СОГАСПИ
Начнем с одежды: студентам выдавали фуфайки, брюки и шапки-ушанки. Кроме этого скромного набора у тех, кто постигал азы профессии, в ФЗО была и парадная форма – черные шинели с блестящими пуговицами.

О парадной форме редко упоминается, потому что редко выпадал повод ее надеть. Увидеть учеников школ ФЗО в "парадке" повезло всем, кто видел демонстрацию жителей Куйбышева, которая прошла одновременно с парадом 7 ноября 1941 года. В ней приняли участие 120 парней и 60 девушек из школ ФЗО, которые прошли по площади в шинелях и гимнастерках. Девочкам выдали добротные ботиночки, а парням – кирзовые сапоги. После демонстрации ребята вернули форму и переоделись в привычные фуфайки и рабочие штаны.
Нас подняли рано утром, выдали гимнастёрки, черные шинели и фуражки. Ботинки начистили и вперед. Шли пешком от КАТЭКа до площади, а там стояли несколько часов, промерзли до костей. Очень долго ждали, когда выдвинемся.
Владимир Чудайкин, герой Советского Союза, учился в школе ФЗО
С питанием - как и у всех в военные годы - часто возникали трудности, но ребят из школ ФЗО всегда старались подкормить: где–то выдавали талоны на посещение заводской столовой, где-то старались разнообразить рацион за счет продукции подсобных хозяйств. Самых истощенных направляли поправить здоровье и набраться сил в подшефные колхозы.
Помню, когда оставляли нас работать после 12 рабочих часов, то начальник цеха Савельев давал нам талоны на дополнительное питание, и там же на заводе мы шли в столовую, где на талон давали 100 граммов хлеба, ячневый суп и стакан чая, немного подслащённый сахарином. После такого питания мы ещё по четыре часа продолжали работать.
Александр Карев, рабочий завода №1
Получить "место в общежитии" на практике было сложнее, чем в теории: в переполненном людьми городе было сложно найти места. Так что жить и учиться порой приходилось в плохо отапливаемых помещениях, без воды, с туалетами на улице. Например, в 1942 году на завод №18 поступило 1900 выпускников школ ФЗО и 300 досрочных выпускников ремесленных училищ.
Молодые ребята, которым едва успело исполнится по 16 лет, внезапно оказались не только оторванными от дома, но и в запредельно тяжелых бытовых условиях:

  • При выпуске молодым рабочим было выдано по одной паре белья, одежды и обуви. Так как в ОРСе товарные карточки не отоваривались, по причине отсутствия одежды по мере изнашивания этих единственных пар молодые рабочие стали стремительно приобретать вид оборванцев.

  • Для жилья им были предоставлены грязные, неотапливаемые бараки без постельных принадлежностей.

  • Питание на заводе было организовано ниже всякой критики. Вопрос состоял даже не в общем антисанитарном состоянии столовой, а в физическом отсутствии ложек и тарелок. Горячее питание предоставлялось раз в сутки в посуду посетителя - то есть молодые рабочие были вынуждены приносить с собой в роли емкостей для супа разнообразные жестяные банки, черепки, а те, кто не смог раздобыть чего-либо в этом роде, обходились собственными фуражками.

Читальный зал библиотека авиационного завода № 1 . 07.04.1945 г.
Фонд СОГАСПИ
В результате завод столкнулся с массовыми побегами молодых рабочих к родителям, причем родители, уверенные в своей правоте, начали бомбардировать обком партии жалобами на нечеловеческие условия работы на заводе. С учетом того, что жалобщики сами были людьми рабочими, и тем не менее считали ситуацию на заводе № 18 из ряда вон выходящей, видимо, это действительно был нехарактерно низкий уровень бытовых условий даже для военного времени.

Тем не менее, город старался сделать все, что было в его силах, чтобы фэзэошникам жилось хорошо. В 1943 году, например, бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) открыло Дом художественной самодеятельности учащихся ремесленных и железнодорожных училищ, и школ ФЗО в клубе Революции 1905 года, и передало стадион спортивного общества "Спартак"для организации военно-физкультурной работы учащихся ремесленных и железнодорожных училищ, и школ ФЗО.
Справка по выполнению решения обкома ВКП(б) о размещении учащихся ремесленных училищ, эвакуированных
из г. Ленинграда
Справка
"О неудовлетворительном использовании на заводах молодых рабочих, окончивших школы и училища системы трудовых резервов
и создания им жилищно-бытовых условий"
Протокол "О мобилизации рабочей силы на заводы авиапромышленности по городу Куйбышеву"